Главная  Зубчатые передачи в производстве 

[ 1 ] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Зубчатые передачи служат для преобразования или передачи равномерного (реже неравномерного) вращательного движения между валами с параллельными, пересекающимися или скрещивающимися осями, а также для преобразования вращательного движения в поступательное или усолебательное движения посредством зубчатого зацепления. Зубчатые передачи выполняют в виде двух зубчатых колес, зубчатого колеса и рейки, червяка и червячного колеса, а также зубчатых деталей особой формы.

Передачи между валами с параллельными осями называют цилиндрическими и выполняют в виде двух цилиндрических зубчатых уюлес с внешним (рис. 1.1) (расчет геометрии см. ГОСТ 16532-70) или внутренним (рис. 1.2) зацеплением (расчет геометрии см. ГОСТ 19274-73). В цилиндрических передачах с внешним зацеплением начальная поверхность (аксоидиая поверхность - круговой цилиндр) одного колеса при работе передачи находится в относительном движении: катится снаружи начальной поверхности (круговому цилиндру) другого усолеса. В передачах с внутренним зацеплением наружная начальная поверхность одного колеса находится в относительном движении: катится внутри начальной поверхности другого колеса. В первом случае мгновенная ось относительного движения располагается между валами колес, во втором - валы колес находятся по одну сторону относительно мгновенной оси.

По виду зацепления цилиндрические передачи делят на передачи с эволь-вентным, циклоидальным, часовым, цевочным, а также точечным или близким к линейчатому контактом (передачи Новикова). В машиностроении применяют в основном передачи с эвольвентным зацеплением [1] и передачи Новикова [51 (расчет геометрии см. ГОСТ 17744-72). По форме зуба цилиндрические зубчатые колеса делят на прямозубые (рис. 1.3), косозубые (рис. 1.4), шевронные (рис. 1.5) с криволинейны.ми и круговыми зубьями.



Рис, 1.1, Цилиндрическая передача с внешним зацеплением

Рис. 1.2. Цилиндрическая передача с внутренним зацеплением



Рис. 1.3. Прямозубая цилиндрическая передача

Рис. 1.4. Косозубая цилиндрическая передача

Рис. 1.5. Шевронная цилиндрическая передача

В прямозубых колесах направление зубьев совпадает с образующей нечаль-тй поьерхности (кругового цилиндра). В косозубых колесах винтовые зубья расположены под постоянным углом р на развертке соосной делительной поверхности, поэтому пара сопряженных зубьев вступает в работу не сразу по всей длине зубьев, а постепенно в продольном направлении. При угле наклона линии зубьев Р, рабочей ширине венца Ь, сопряженных колес достигается (дополнительно к торцовому) коэффициент осевого перекрытия (см. ГОСТ 16532- 70) косозубой передачи ер = Ьц, sin P/(nm).

Эти особе}!ности косозубых колес обеспечивают плавную и бесшумную работу передач с меньшими динамическими нагрузками, чем прямозубые колеса. Недостатком косозубых колес является наличие осевых сил, возникающих при работе передачи вследствие наклона линии зубьев.

Шевронные колеса (см. рис. 1.5), имеющие косые зубья на двух участках по ширине венца с противоположными направлениями, обладают всеми преимуществами косозубых колес, а вследствие противоположного направления зубьев не создают осевых сил на подшипники. Шевронные колеса могут передавать большие мощности, чем прямозубые и косозубые колеса.

Косозубые и шевронные колеса целесообразно применять в среднескоростных и быстроходных передачах, к бесшумности колес которых предъявляются высокие требования [1].

В передачах с зацеплением Новикова зубья расположены так же, как в косозубых передачах, под постоянным углом р к образующей начальной поверхности. Пара сопряженных зубьев входит в зацепление постепенно в направлении осей сопряженных колес. Плавность запепления обеспечивается благодаря перекрытию зубьев только в осевом направлении. В торцовой плоскости колес перекрытие профилей зубьев отсутствует. Радиус кривизны профилей в плоскости, перпендикулярной к линии контакта, очень велик, поэтому контактные напряжения невелики !5] и колеса могут передавать большую нагрузку в течение продолжительного времени до появления выкрашивания металла по причине его усталости. Работа с меньшими напряжениями обеспечивается передачей Новикова с двумя линиями зацепления (ДЛЗ) (ГОСТ 17744-72). Зацепление Новикова целесообразно применять в тяжелонагружениых передачах.

Передачи между валами с перекрещивающимися осями разделяют на конические (рис. 1.6) и смешанно-конические, В конических передачах аксоидными поверхностями сопряженных колес являются круговые конусы. По форме зуба различают конические колеса прямозубые (рис. 1.7), косозубые или с тангенциальными (рис. 1.8) и с криволинейными зубьями (рис. 1.9). В прямозубых конических колесах направление зубьев совпадает с образующими делительной поверхности (кругового конуса) (расчет геометрии см. ГОСТ !9624-~74). В косозубых конических колесах зубья расположены под постоянным углом наклона } к образуюи\им начальной поверхности. К коническим колесам с криволинейным зубом относятся колеса с круговым зубом (расчет геометрии см. ГОСТ 19326-73) (фрезеруемые




Рис. 1.6. Коническая передача Рис. 1.7. Прямозубое коническое колесо



Рис. 1.8. Косозубое коническое колесо

Рис. 1.9. Коническое колесо с криволинейным зубом

С ПОМОЩЬЮ конической червячной фрезы), с циклоидальным (гипоциклоидальным элициклоидальным) и шевронным зубом. Шевронные конические колеса (а так же Зерол ) имеют зубья, подобные зубьям цилиндрических шевронных колес но с противоположным направлением наклона линии зуба, благодаря чему при их работе не возникают дополнительные осевые силы, вызываемые наклоном линии зубьев. Принципиальное различие между указанными выше коническими колесами с криволинейными зубьями заключается в основном в методе обработки зубьев.

Конические передачи изготовляют нескольких видов: обкатные - обработка зубьев колес пары осуществляется методом огибания;

полуобкатные -- обработка зубьев колеса производится методом копирования (профиль зубьев прямолинейный), а шестерни - методом огибания (профиль зубьев криволинейный и сопряжен с прямобочным профилем зубьев колеса);

из прямозубых зубчатых колес с круговым профилем зубьев, обрабатываемых дисковой протяжкой методом кругового протягивания;

с круговинтовым зацеплением, при котором обработка зубьев осуществляется методом огибания или полуобкатным методом.

Смешанно-конические передачи--это зубчатые передачи, у которых одно колесо цилиндрическое, а другое - коническое с зубьями, имеющими особую форму боковой поверхности. Несущая способность таких передач меньше, чем обычных.

В связи с м&лът распространением смешанно-конических передач их производство в справочнике не рассмотрено.

Передачи между валами со скрещивающимися осями. К ним относятся винтовые (рис. 1.10), гипоидные (рис. 1.11), спирондные (рис. 1.12) и червячные (рис. 1.13 и 1.14) передачи. Межосевой угол этих передач может находиться в пределах О <С 5! < 90 но в практике чаще всего применяются ортогональные передачи с межосевым углом 2 === 90°. Общим недостатком этих передач является повышенное скольжение зубьев, вследствие чего КПД их ниже, чем передач с параллельными и пересекающимися осями валов. Продольное скольжение способствует более интенсивному износу боковых поверхностей зубьев, разрыву масляной пленки при больших скоростях и передаваемых нагрузках и заеданию зубьев.

Винтовые передачи (см. рис. 1.10). Начальными поверхностями винтовых передач являются цилиндры, заменяющие часть поверхности гипербо-



[ 1 ] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

© 2011 - 2020 www.taginvest.ru
Копирование материалов запрещено