Главная  Зубчатые передачи в производстве 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 [ 111 ] 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Продолжение табл. IS.1

Параметр

№ по пор.

Средство измзения, тип, модель. Завод-изготовитель

Размеры измчзя-емых колес, мм

Отклонение межосевого расстояния (or

Гарантированный боковой зазор /п mill

Нормь 21

См. п. 6

1 бокового зазора

Щуп, свинцовая проволока, отсчетиая головка иа штативе или стойке

Отклонения средней постоянной хорды зубьев £.св

Зубомеры индикаторно-микрометрические, мод. БВ-5085-01. КРИН

т = 2...16; /и=16...32

Отклонение межосевого угла передачи Ег

Универсальные средства или приспособления, разрабатываемые иа предприятии. Проверка при рабочем монтаже

* Сменный узел.

но-обкатных станках Саратовского завода зубострогальных станков могут быть установлены датчики кинематомера для измерения кинематической погрешности зубофрезерных станков (см. гл. 9).

Измерение накопленной погрешности шага. Измерение накопленной погрешности шага должно осуществляться в сечении, перпендикулярном оси колеса. Во многих случаях, особенно когда угол конуса достигает большого значения при положении наконечника в плоскости, перпендикулярной оси колеса, под действием отсчетного устройства отжимается наконечник и при недостаточной его жесткости создает дополнительную погрешность. Исходя из этого в приборах часто предусматривают поворот измерительного узла на угол до 90° для того, чтобы установить измерительную плоскость перпендикулярно образующей делительного конуса. Непосредственный контроль накопленной погрешности шага можно осуществлять с помощью любых приборов, снабженных угловым отсчетным устройством, и, в частности, - делительной головки.

Измерение погрешности обката. Погрешности обката конических и цилиндрических колес - понятия идентичные. Однако для наиболее распространенного способа изготовления цилиндрических зубчатых колес - зубофрезерования -- обкат является непрерывным процессом, а в большинстве станков, нарезающих конические колеса, обкат осуществляется непрерывно лишь на небольшом участке. Это несколько затрудняет измерение.

Помимо измерения накопленной погрешности шага с исключением доли, вносимой радиальным биением, измерение погреншости обката станка может осуществляться с помощью дифференциального индуктивного датчика БВ-5003



Фгом


Ф80Н7


Рис. 13.1. Дифференциальный индуктивный датчик БВ-5003 для измерения кинематической погрешности зуборезных станков

(рис. 13.1). Катушки индуктивного датчика вместе с корпусом закрепляют па люльке станка, а якорь через поводок соединяют с инструментальной кареткой. Станок настраивают на передаточное отношение 1:1. Измерение осуществляется на заданном техническими условиями определенном числе зубьев. Обработкой результатов измерения можно определить отдельные составляющие погрешности кинематической цепи станка.

Измерение биения зубчатого венца. Согласно ГОСТ 1758-81 эти измерения следует осуществлять в направлении, перпендикулярном образующей делительного конуса на среднем конусном расстоянии от его вершины. Измерение биения зубчатого венца может осуществляться на приборах ИЗМЕРОН и ЧЗИП (см. гл. 9), используемых для измерения цилиндрических зубчатых колес, нос поворотом измерительного узла на требуемый угол (рис. 13.2).

Измерение колебания бокового зазора. В соответствии с ГОСТ 1758-81 этот параметр выявляют в собранной передаче и определяют как разность между наибольшим и 1}аименьшим боковыми зазорами за полный цикл измерения относительного положения зубчатых колес. Колебание бокового зазора в основном зависит от биения зубчатого венца и погрешности шага. Измерение этого параметра осуществляется теми же методами, что и измерение гарантированного бокового зазора.

Измерение колебания измерительного межосевого угла за оборот. В качестве основного двухпрофильного комплексного метода измерения конических пар принято измерение колебания измерительного межосевого угла за оборот (рис. 13.3, а). Применение этого метода вместо метода измерения по смещению оси объясняется необходимостью сохранения правильных условий зацепления при уменьшении толщины зубьев колес.

Вместе с тем в примечании к таблицам стандарта указывается на допустимость вместо измерения колебания межосевого угла использовать:

колебание относительного положения зубчатых колес пары по нормали за полный цикл Finur (рис. 13.3, б) и при этом принимать FUu = Ьо .

колебание измерительного межосевого угла измерительной пары Fl-r или относительного положения зубчатых колес измерительной пары по нормали за




Измерительное движете


Рис. 13.3. Схемы измерения при двухпрофильном зацеплении колебания измерительного межосевого угла пары или колеса с измерительным колесом

Рис. 13.2. Схема измерения биения зубчатого венца конических зубчатых колес

оборот зубчатого колеса f Допуски Fh и Fm устанавливаются равными OJFha-Приборы для измерения межосевого угла не выпускаются инструментальной промышленностью и многие предприятия разрабатывают приспособления для конкретных размеров изготовляемых колес. Чаще всего используется измерение по нормали (рис. 13.3, б).

Контроль плавности работы. Плавность работы конических передач определяется в основном теми же параметрами, что и параметры цилиндрических передач, поскольку понятие плавности для этих передач одинаковое. Комплексным показателем плавности работы являются циклические погрешности и /мг. /ггог. tcT- Установить плавность работы колеса можно измерением отклонения шага fptr илн разности любых шагов fvptr- Плавность работы зубчатых пар и колес можно установить при комплексном двухпрофильном измерении регистрацией колебания межосевого угла на одном зубе ftor-

Измерение циклических погрешностей. Это измерение для конических колес должно осуществляться одновременно с измерением кинематической погрешности. Для конических колес отсутствуют косвенные методы измерения циклической погрешности, применяемые для цилиндрических колес (например, измерение волнистости). Циклические погрешности непосредственно выявляются на приборах для измерения кинематической погрешности. Разновидность циклической погрешности - погрешность обката зубцовой частоты fr - можно определить при проверке погрешности обката зуборезного станка с помощью датчика, показанного на рис. 13.1.

Измерение отклонений шага. Под отклонением шага понимают кинематическую погрешность зубчатого колеса при его повороте на один номинальный угловой шаг. Обычно при измерении определяют разность действительного и среднего значения шага по окружности, проходящей в средней части по длине и высоте зуба с центром на рабочей оси вращения колеса. Для колес 9-12-й степени нормируется отклонение шага. Отклонения этого параметра колеса оказывают такое же влияние на работу, как погрешности шага зацепления цилиндрических зубчатых колес. Для конических колес невозможно нормировать погрешность шага зацепления, поскольку применяемое зацепление не является эвольвентным. При измерении отклонения шага на данном радиусе колеса нет необходимости знать действительное значение радиуса окружности, на котором осущест-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 [ 111 ] 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

© 2011 - 2024 www.taginvest.ru
Копирование материалов запрещено