Главная Зубчатые передачи в производстве 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 [ 112 ] 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 Рис. 13.4. Схема базирования накладных приборов при измерении шага конических зубчатых колес Рис. 13.5. Схема контрольно-обкатного станка вляется измерение. Объясняется это тем, что поскольку относительные измерения всех шагов замыкаются по окружности, то сумма отклонений по всему венцу равна нулю. Следовательно, возможно применение простого способа определения отклонений шага по результатам измерения равномерности шагов. Последовательность определения следующая: а) отдельные показания ftt, полученные при измерении, суммируют (находят б) результаты делят на число зубьев колеса; в) из каждого показания прибора вычитают полученный при делении результат, т. е. находят /ц - - Щи, г) полученные разности являются искомыми отклонениями шага. Указанный способ определения отклонений шага используют в тех случаях, когда выполняют относительные измерения разности шагов с помощью шагомеров, настроенных по произвольной паре зубьев. Измерения эти осуществляются с помощью тех же приборов, которые используются для цилиндрических колес. На рис. 13.4 показан способ базирования накладных шагомеров на коническом колесе с помощью дополнительных упоров. В станковых приборах также используется двухточечная схема измерения, и в наиболее совершенных приборах вся обработка результатов измерения по приведенному выше алгоритму осуществляется с помощью микропроцессора, а поворот колеса от зуба к зубу производится автоматически или измерения выполняют при непрерывном вращении измеряемого колеса. Более точные измерения отклонений шага в ручном режиме производят с помощью угломерных устройств, используемых для измерения накопленной погрешности шага. Измерение разности шагов. Измерение этого показателя по сравнению с измерением, принятым для цилиндрических колес, отличается более сложным базированием конического колеса и прибора, для того чтобы обеспечить постоянство окружности измерения и перпендикулярность отсчетного наконечника оси зубчатого колеса. Измерение колебания измерительного межосе-вого угла иа одном зубе осуществляется при комплексном изме рении в двухпрофильном зацеплении (см. рис. 13.3, а, б). Контроль контакта зубьев. Комплексным!показателем, определяющим полноту контакта для зубчатой пары, нормируется суммарная зона касания, под которой понимают суммарное пятно контакта, полученное при покачивании и легком торможении ведомого зубчатого колеса пары, обеспечивающие непрерывное контактирование сопряженных зубьев на контрольно-обкатном станке. Для зубчатых передач комплексным показателем нормируется суммарное пятно контакта, т. е. часть активной боковой поверхности зуба зубчатого колеса, на которой располагаются следы прилегания зубьев парного зубчатого колеса в собранной передаче после вращения под нагрузкой, установленной конструктором. Дополнительно в отношении передач нормируется отклонение межосевого расстояния. Измерение этого параметра осуществляется измерением расположения посадочных мест в корпусе передачи и не имеет специфики, связанной с зубчатым венцом. Измерение пятна контакта распространено при производстве конических зубчатых колес. Очень часто это измерение зубчатой пары на заводе является единственным способом измерения. Однако это может быть оправдано только в отношении передач, основным требованием к которым является заданное расположение пятна контакта, т. е. нагруженных тихоходных передач. Для кинематических передач измерение только пятна контакта является недостаточным и должно дополняться измерением равномерности углового расположения зубьев, например измерением погрешности шага. Определение пятна контакта и зоны касания чаще всего производится на контрольно-обкатных станках (рис. 13.5, табл. 13.2). О методах исправления пятна контакта см. гл. 11 и 12. При определении пятна контакта применяют краску (см. гл. 9). Контроль бокового зазора. Наименьший из возможных в передаче боковых зазоров, измеряемый по нормали к поверхностям зубьев на среднем конусном расстоянии, так же, как и в цилиндрических передачах, должен быть достаточным для обеспечения работы передачи. Этот зазор должен быть таким, чтобы компенсировались возможные изменения размеров колес, возникающие при нагреве передачи в рабочих условиях, обеспечивались условия смазывания зубьев, а также не допускались удары нерабочих профилей при разрыве контакта по рабочим сторонам зубьев вследствие динамических явлений в передаче. Боковой зазор пары чаще всего определяют на контрольно-обкатном станке, и результаты измерения используются для подналадки зубообрабатывающего станка. Боковой зазор в передаче определяют с помощью щупов, свинцовой пластины или же по стрелочному отсчетному устройству. В стандарте указано, что гарантированный боковой зазор в передаче обеспечивается выбором предельного отклонения межосевого угла передачи (£s), наименьшего отклонения средней постоянной хорды зубьев (fsfs) и допусков на них. Измерение межосевого угла в передаче производится по посадочным местам в корпусе передачи. Измерение постоянной хорды зубьев осуществляется при наладке операции зубообработки с помощью хордовых зубомеров (см. гл. 9) обычно в месте пересечения основного и дополнительного конусов (у большого основания). Невозможность измерения смещения исходного контура, как в ци. 13.2. Основные параметры контрольно-обкатных станков
* Исполнение специальное. * С 1988 г. заменен 5Б725. *з В числителе минимальные, в знаменателе максимальные значения. Примечание. Станки 5Б726 н 5А727 изготовляет Саратовский завод тяжелых резных станков, остальные - Саратовский завод зубострогальных станков. зубо линдрических передачах, вынуждает производить измерения толщины зубьев с помощью приборов с кромочными наконечниками. Основными недостатками их являются необходимость измерения по кромке зубьев и быстрый износ губок в связи с точечным контактом. Расчет размеров постоянной хорды и высоты до постоянной хорды приведен в справочнике [4]. Толщина зуба может быть определена при центрировании колеса на оправке и осевом базировании с помощью сферического наконечника, входящего во впадину между зубьями, по его радиальному или осевому смещению по отношению к расчетному положению. Расчет координат расположения центра шарика от оси колеса и базового торца приведен в работе [51. Такие измерения являются наиболее точным методом контроля толщины зуба. В некоторых случаях находит применение контроль толщины зуба по роликам. При измерении используют три одинаковых конических ролика с заданным углом, которые вставляют во впадины между зубьями контролируемого колеса. Колесо вместе с роликами помещают в приспособление, имеющее конусное отверстие с расчетным углом. Контроль ведут по размеру до базового торца. Расчеты, которые необходимо выполнять в соответствии с указанным методом, см. в работе [51. Проверку толщины зубьев можно осуществлять и при комплексном двухпрофильном измерении. Различие в выполнении измерений заключается только в том |
© 2011 - 2024 www.taginvest.ru
Копирование материалов запрещено |