Главная Зубчатые передачи в производстве 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 [ 33 ] 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 = 0,5£( о f (1...2) мм, где h - высота нарезаемого зуба; / ер - перебег, / рр -=(2...4) мм; So-осевая подача, мм/об фрезы; п-частота вращения фрезы, мин-; i - число рабочих ходов фрезы при нарезании одной впадины зубчатого колеса. 4.5. Специальные методы обработки Затраты на зуборезный инструмент составляют не менее 50 % себестоимости зубообработки, поэтому их уменьшение в 2 раза (при сохранении основного времени обработки) снижает себестоимость на 25 %, а увеличение затрат на инструмент в 1,5 раза не компенсирует уменьшения основного времени зубообработки в 2 раза. Поэтому находят применение методы зубообработки, обеспечивающие уменьшение пути резания, числа циклов нагружения режущей кромки, а также инструмент, имеющий оптимальные геометрические параметры, но с небольшим числом режущих кромок. Тенденция повышения твердости зубчатых колес с m > 10 мм, в том числе на стадии зубонарезания, вызывает прогрессирующее увеличение себестоимости зубообработки быстрорежущим инструментом, что также приводит к поискам новых методов зубообработки и конструкций инструмента. Так, в ЦНИИТМАШе разработан способ непрерывного зубострогания с помощью специального суппорта на зубофрезерном станке [17]. При этом способе заготовка непрерывно вращается, а инструмент типа однозубой зуборезной гребенки совершает возвратно-поступательное движение вдоль зуба колеса и движется вдоль оси инструментального шпинделя станка. Во время рабочего хода инструмента его боковые режущие кромки располагаются на поверхности зубьев воображаемой рейки, которая находится в зацеплении с обрабатываемой заготовкой колеса. После каждого рабочего хода инструмент отводится от заготовки, возвращается в исходное положение и цикл повторяется. Преимущества способа в случае чистовой обработки зубьев колес cm > 16 мм по сравнению с обработкой червячной фрезой следующие: отсутствие органической погрешности профилирования; отсутствие волнистости вдоль профиля; меньшая огранка и в 2-3 раза большая производительность обработки. Накоплен опыт чистовой зубообработки колес cm- 10...40 мм однозубыми обкаточными резцами с углом наклона режущих кромок К = 30°. Обработка производится на зубофрезерных станках при той же настройке станка, что и во время обработки червячными фрезами. Обкаточные резцы - инструмент постоянной установки; профиль зуба изделия формируется одной режущей кромкой инструмента. На рис. 4.20 приведены размеры обкаточного резца с m = 28 мм. Благоприятные условия резания обеспечивают стойкость обкаточных резцов, большую, чем червячных фрез при толщине срезаемого слоя менее 0.8 мм, при этом сокращаются расходы на инструмент и повышается качество обработки. При изготовлении зубчатых колес автомобилей и тракторов находят применение станки, работа которых основана на круговом протягивании. Станки работают методом единичного деления. В зубопротяжных станках применяют сборный режущий инструмент, обеспечивающий рациональные режимы резания. Режущие секции инструмента аналогичны секциям для кругового протягивания зубьев прямозубых конических колес и изготовляются теми же инструментальными заводами. Обеспечивается точность обработки по 8-й степени. Повышение производительности обработки зубопротягиванием по сравнению с производительностью обработки зубофрезерованием червячной фрезой в 2- ПРОИЗВОДСТВО цилиндрических ЗУБЧАТЫХ КОЛЁС Рис. 4.20. Обкаточный резец; t ~ профилирующий листина: J - идас-гинв для ойточки аершйн яубьея 3 раза связано с увеличением активной длины режущих кромок при обработке одного зуба. В массовом производстве для обработки зубчатых колес с закрытыми венцами находит применение долбление зубьев многорезцовыми головками, одновременно нарезающими все зубья колеса. Для каждого колеса используется специальный инструмент, профиль резцов которого совпадает с формой впадин зубьев. Глава 5 ОТДЕЛКА ЗУБЬЕВ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ КОЛЕС С ВНЕШНИМИ ЗУБЬЯМИ 5.1. Отделка термически неупрочненных зубьев Зубошевингование. Шевингование активных поверхностей зубьев цилиндрических зубчатых колес выполняют путем снятия тонких стружек (толщиной 0,001-- 0,005 мм) с зубьев колеса при зацеплении их с зубьями инструмента (шевера), имеющего канавки но высоте профиля зуба (рис. 5.1). Во время шевингования вра-пение сообщается более тяжелому элементу пары шевер колесо при безза--чорном зацеплении нх зубьев или при однопрофильном зацеплении, выполняемом с торможением ведомого элемента. В последнем случае можно осуществлять съем Рис. 5.1. Схема шевингования зубьев: / заготовка зубчатого колеса: 2 - шевер металла различной толщины на разных участках зуба (селективное шевингование). Обработку производят дисковым шеве-ром. В процессе шевингования инструмент и колесо вращаются с угловой скоростью соответственно И), и w., воспроизводя при этом зацепление винтовой передачи с теоретическим точечным контактом; вследствие наличия слоя металла, удаляемого режущими кромками канавок, иа поверхностях зубьев шевера на каждом рабочем ходе (движение подачи D ) фактическая площадь контакта имеет вид узкого овала, большая ось которого располагается примерно вдоль зуба. При совместном вращении шевера и колеса вследствие скрещиваний их осей происходит скольжение профилей, направленное вдоль образующих зубьев. Это скольжение является движением резания, прн котором острые кромки канавок зубьев шевера срезают с поверхностей зубьев колеса тонкие стружки. При этом образуетсЯ профиль зубьев колеса, сопряженный с профилем зубьев инструмента. Шевингование позволяет повысить точность зубчатых колес по нормам плавности их работы и контакта зубьев. Уменьшается также радиальное биение зубчатого венца относительно действительной оси вращения при зубошевинговании. однако кинематическая погрешность относительно этой оси существенно не изменяется. Повышение точности по нормам плавности работы зубчатых колес выражается в уменьшении волнистости поверхности зубьев, уменьшении погрешностей шага зацеплений и эвольвентного профиля зубьев. Повышение точности по нормам контакта зубьев выражается в увеличении длины линии контакта по высоте зубьев. Увеличение длины линии контакта по длине зубьев при шевинговании в плотном зацеплении достигается только в случае, когда длина линии мгновенного контакта шевера с колесом составляет не менее 0.4 ширины зубчатого венца. При одностороннем шевинговании возможна продольная модификация зубьев изменением тормозного момента или времени шевингования различных участков продольного профиля зубьев, в частности, исправление продольного профиля зубьев колес с больнюй шириной зубчатого венца. Шевингование может быть использовано для модификации зубьев колеса как по линии зуба (продольная модификация), так и по !1рофилю зубьев (профильная модификация). Точность, достигаемая при шевинговании зубьев цилиндрических зубчатых колес дисковым шевером, в значительной степени зависит от погрешностей предшествующего зубонарезания и установки колеса на шевинговальном станке. При достаточно точной предварительной обработке и правильном выборе инструмента шевингование обеспечивает высокую точность обработки зубчатых колес вплоть до изготовления прецизионных колес (см. подразд. 3.13). Параметр шероховатости шевингованиой поверхности зубьев Ra - 0,40... 0,10 мкм. Шевингованием обрабатывают чубчатые колеса твердостью НВ < 380. |
© 2011 - 2024 www.taginvest.ru
Копирование материалов запрещено |