Главная Зубчатые передачи в производстве 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 [ 37 ] 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 мента и заготовки. В зубчатом колесе-накатнике для уменьшения сил калибрования выполняют канавки, смещенные по высоте зубьев. Характерное искажение профилей зуба колеса при нереверсивной обработке компенсируется модификацией профиля зуба инструмента, рассчитанной на стабильный припуск на обработку до 0,02 мм на сторону зуба. Интерференция кромок головок зубьев инструмента с переходной поверхностью зубьев колеса, связанная с деформированием зубьев в процессе обработки, устраняется использованием для зубонарезания фрез с протуберанцами. Для того чтобы избежать наплывов на головках зубьев колеса, предусматривают на них фаски при зубонарезании. На ГАЗе разработаны и широко применяются зубокалибровальные автоматы, в которых используется один зубчатый накатник с радиальным движением подачи инструмента относительно заготовки. Схема такого калибрования приведена на рис. 5.11. Для уменьшения деформации головок зубьев колеса в процессе обработки и стабилизации профиля зуба при колебании припуска на его толщину 0,08-0,17 мм диаметр начальной окружности колеса в станочном зацеплении принимают dw= = 0,98 (da - m), чем достигается симметричность профиля после зубокалибрования. При этом колебания погрешности профиля зубьев колеса, связанные с колебаниями величины припуска, существенно уменьшаются. Интерференцию кромок головок зубьев накатника и поверхности ножек зубьев колеса устраняют использованием для зубофрезерования фрез с увеличенными протуберанцами и увеличением радиуса р закругления кромок головок зубьев накатника с 0,2-0,3 до 0,4-0,5 мм. Для предотвращения биения торцов зубчатых колес их базирование осуществляют только по центральному отверстию с натягом 0,005 мм. При обработке заготовок зубчатых колес инструментом без продольной модификации на боковых сторонах зубьев колеса у торцов наблюдается постоянное отклонение направления зубьев в сторону уменьшения их толщины. Отклонение составляет 0,02-0,03 мм на длине до 4 мм. В большинстве случаев это способствует устранению кромочного контакта по длине зубьев. Если такое отклонение не допускается, то на зубьях инструмента выполняют продольную модификацию. Для стабилизации направления при обработке косозубых колес целесообразно ширину зубчатого венца накатника делать больше ширины зубчатого венца колеса не менее чем на 10 мм. Рис. 5.10. Схема зубокалибрования одним накатником с тангенциальным движением подачи заготовки: 1 -- заготовка; 2 - накатник; 3 - направление движения подачи заготовки Рис. 5.11. Схема зубокалибрования одним накатником с радиальным движением подачи инструмента: / - заготовка; 2 -оправка заготовки с гидроци линдром: 3--накатник; механизм подачв накатника Рис. 5.12. Схема зубокалибрования двумя накатниками с осевым движением подачи инструмента: / - накетник с неподвижной осью; 1 - заготов-кв: я - накатник с подвижной осью; 4 упор Рис. 5.1.3. Схема калибрования эвольвент-ных шлицев: / - заготовка; 2 - калибрующая рейка; 3 - рейка сйнхроннзацни вращении заготовки; 4 - рейка синхронизации движения пол,зунов Зубокалибрование валов-шестерен и насадных зубчатых колес с посадочным отверстием диаметром, меньшим 12 модулей, производят двумя зубчатыми накатниками при перемещении заготовки в направлении радиального движения подачи или направлении осевого движения подачи при постоянном расстоянии между осями накатников (рис. 5.12). Накатка (калибрование) зубчатыми рейками применяется при угле исходного контура зубчатого колеса а > 25 , например, для накатывания эвольвентных шлицев с о 30 . На ГАЗе применяется станок МА-597 для накатки рейками эвольвентных шлицев с числом зубьев г - 30, m ~ 1,0. а 30 , материал -сталь 35 при НВ 156-207 (рис. 5.13). В отличие от реек фирмы Мичиган Тул , имеющих плавную корректировку высоты зубьев рейки, инструментальная рейка станка МА-597 собирается из шести секций; высота зубьев в каждой секции постоянна. Первые четыре секции с числом зубьев 0,5z, в каждой секции осуществляют черновую накатку шлицев. Высота зубьев возрастает от секции к секции. Пятая секция с числом зубьев 1,5 г, формирует шлицы на полную высоту. Шестая секция с числом зубьев г, имеет высоту зубьев на 0,04 мм меньшую, чем пятая, и является калибрующей. Комплект реек состоит из четырех реек, изготовленных из стали твердостью HRQ 55-59. Накатанные шлицевые валы имеют колебание размера по роликам на одной детали 0,025 мм, в пределах партии -- 0,035 мм. Погрешность направления шлицев составляет 0,025 мм. Получил распространение способ ударного калибрования зубчатых колес дисковыми роликами (рис. 5.14), вращающимися в противоположных направлениях оправках инструментальной головки. Заготовка совершает осевое движение относительно накатной головки. Ролики свободно вращаются вокруг своей оси, совершая планетарное движение относительно оси оправки. Оправки вращаются с частотой 900 3500 МИН Осевая подача составляет Рис. 5.14, Схема ударного калибрования зубьеп роликами: / 11истшментальнаи головкв; J - ролик. ,1 jbi-otobk*; 4 накравленнг подкчи 1Лго10нки 0,5--1,5 мм/об заготовки. Обрабатываются заготовки зубчатых колес с четным и нечетным числом зубьев. Инструмент - ролики - прост в изготовлении. При каждом обороте шпинделя ролики входят в кратковременный контакт с заготовкой. Инструмент и заготовка кинематически связаны между собой. Каждому обороту инструмента соответствует поворот качеса на один шаг. Одновременно колесо перемещается вдоль своей оси, 5.2. Отделка термически упрочненных зубьев Зубошлифование применяют для обработки зубчатых колес с твердостью поверхности зубьев до HRCy 66. В ряде случаев зубошлифование может привести к появлению прижогов и, как следствие, ухудшению механических свойств поверхностного слоя зубьев. Поэтому при выборе разновидности зубошлифования и назначении требований к предшествующим и последующим операциям обработки зубьев необходимо проверить, может ли выбранное оборудование обеспечить требуемую точность колеса. Инструментом является шлифовальный круг, в котором абразивные зерна связаны между собой керамической или органической (синтетической) связками. В кругах, предназначенных для зубошлифования, используют искусственные абразивные .материалы - электрокорунд белый и хромотитанистый, а также кубический нитрид бора (эльбор). Шлифовальные круги классифицируют по зернистости, связке, степени твердости и структуре. Зернистость П]лифовального материала является одним из основных показателей шлифовального круга. В зависимости от размера шлифовальные материалы делятся на шлифзерно, шлифпорошки, микрошлифпорошки и тонкие микрошлиф-порошки, кроме того, они различаются зернистостью (от 4 до 200 иотМ5 до М63). Степень твердости шлифовального круга характеризуется прочностью удержания зерна в теле круга. Чем легче абразивное зерно выкрашивается из связки, тем мягче круг. Степень твердости круга обозначают буквами с индексом, например М2, МЗ, СМ1, СМ2 и т. д. Структура шлифовального круга характеризует объемное содержание абразивного .зерна в круге, выраженное в процентах. Различают закрытую, среднюю и открытую структуры, обозначаемые номерами 1-12. Первичный шбор шлифовального круга имеет большое значение для получения поверхностного слоя зуба высокого качества. Шлифовальные круги общего назначения изготовляют трех классов точности АА, А и Б, различающиеся предельными отклонениями размеров круга. Для зубошлифования рекомендуется использовать круги из белого электрокорунда (24А) и хромотитанистого электрокорунда (93А) классов АА и А. Зернистость шлифовальных кругов выбирают, исходя из требований, предъявляемых к качеству поверхности зубьев шлифуемого колеса. При повышенных требованиях к шероховатости применяют круги с меньшим номером зернистости, при шлифовании колес силовых передач применяют круги зернистостью до номера 40. В остальных случаях номер зернистости выбирают, исходя из требований чертежа колеса. Твердость круга оказывает влияние как на его работоспособность, так и на качество обрабатываемой поверхности. Для шлифования колес со средним модулем (2 6 мм) рекомендуется применять круги твердостью САМ -СМ2, а при об- |
© 2011 - 2024 www.taginvest.ru
Копирование материалов запрещено |