Главная Зубчатые передачи в производстве 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 [ 43 ] 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 наиболее эффективен при обработке зубчатых колес cm > 6 мм в среднесерийном производстве. Применяют чистовое зубодолбление закаленных зубьев твердосплавным инструментом, в том числе колес с внутренними зубьями. Промышленный опыт эксплуатации долбяков описан в работе [17]. Московский инструментальный завод изготовляет твердосплавные долбяки с номинальным делительным диаметром 130 мм (Шо = 3,25, го = 40). Зубоиарезание под чистовую лезвийную обработку должно обеспечивать окончательное профилирование переходных поверхностей боковых сторон зуба и поверхностей впадин. Для этого применяют червячные фрезы с протуберанцами, по конструкции аналогичные фрезам, используемым при нарезании колес под зубошлифование. 5.3. Зубохонингование До недавнего времени в крупносерийном и массовом производстве для снижения шероховатости и образования наклепанного верхнего слоя на рабочей поверхности зубьев, а также для удаления заусенцев и забоин применяли малоэффективные процессы окончательной обработки зубьев цилиндрических колес - обкатку с закаленными мастер-колесами, а также притирку чугунными зубчатыми притирами, что достаточно широко описано в технической литературе. С появлением более совершенного процесса - зубохонингования - процессы обкатки и притирки применяют очень редко. Зубохонингование осуществляется на станках без жесткой кинематической связи инструмента и заготовки и заключается в совместной обкатке заготовки 2 зубчатого колеса (рис. 5.25) и инструмента /, выполненного из пластической массы в смеси с абразивным порошком в виде зубчатого колеса того же модуля, что и обрабатываемое колесо. При обкатке заготовка 2 и инструмент / совершают относительное осевое перемещение при небольшом н равномерном радиальном нли окружном нагружении. Оси заготовки и инструмента устанавливают под некоторым межосевым углом S (углом скрещивания). На некоторых станках инструмент совершает колебательное движение вдоль оси. Зубохонингованием достигаются: устранение заусенцев и повреждений поверхности зубьев, возникшие при нарезании зубчатых венцов, при термической обработке колес и их транспортировании; уменьшение шероховатости поверхности зубьев шевингованных и шлифованных колес, снижение уровня шума, повышение контактной прочности колес; увеличение производительности зубообработки благодаря повышению режимов предварительной обработки с последующим зубохон ингован нем. При зубохонинговании возможно только уменьшение погрешностей, возникающих при предварительной обработке. В настоящее время зубохонингование применяют для обработки цилиндрических зубчатых колес с m - 2...6 мм, диаметром d 30...500 мм и шириной венца до 150мм. При зубохонинговании зубчатых колес можно рекомендовать снимаемый припуск до 0,02-0,03 мм на сторону зуба. Время обработки заготовки колеса средних размеров со- Рис. 5.25. Схема зубохонинговании: / - хон; 2 - заготовка ставляет 27--60 с. Процесс можно рекомендовать для внедрения в серийном и массовом производстве зубчатых колес 5-10-й степеней точности. Зубохонинговальные станки. Основные характеристики зубохонинговальных станков для обработки цилиндрических зубчатых колес приведены в табл. 5.24. На станках фирмы Фесслер (Швейцария) применяется абразивный зубчатый инструмент внутреннего зацепления. 5.24. Технические характеристики зубохонмиговальиых станков
Зубчатые хоны. Хон представляет собой инструмент, выполненный в виде зубчатого колеса из пластической массы с абразивным порошком. В СССР освоен серийный выпуск зубчатых хонов, которые изготовляются путем отливки по мастер-колесу. Литьевая композиция состоит из шлифовальных материалов: электрокорунда белого 25А, 24А или 23А зернистостью 25 с наполнителем - электрокорундом белым тех же марок зернистостью 6 и связок на жесткой и эластичной полимерных основах. В зависимости от требований к обработке зубчатых колес используют следующие связки для изготовления зубчатого венца хона: на жесткой основе - эпоксидно-ацетурную (ЭАД), акриловую (А); на эластичной основе - акрилополиуретановую (АП) и гидроксиуретано-вую (ЛЭА). Эпоксидная связка состоит из смеси эпоксидной смолы ЭД-20, пластификатора ДЭГ-1 и отвердителя полиэтиленполиамина. Хоны, изготовленные литьем, на основе эпоксидной смолы, наиболее износостойки и прочны. Число заготовок колес, обрабатываемых одним хоном, составляет более 3000 шт. На втором месте по износостойкости хоны, изготовленные горячим прессованием из каучука СКН-26, но их прочность ниже первых. Число обработанных ими заготовок колес не превышает 2000 шт. Режимы работы. Радиальная или окружная нагрузка определяется различными условиями использования станка и назначением обработки, а также прочностью хонов. Исследованием процесса установлено, что при радиальном нагру-жении (в распор) вследствие симметричного распределения сил на зубья хона действуют большие нагрузки. А это обеспечивает интенсивный съем металла, более эффективное уменьшение радиального биения, отклонений в направлении линии зуба, сокращение общего времени обработки и более эффективное удаление с поверхности зубьев различных повреждений - забоин, царапин, прижогов, заусенцев и т. д. При зубошлифовании опасное нарушение структуры поверхности зубьев в связи с прижогами распространяется на глубину 0,03-0,05 мм. После термической обработки у зубчатых колес наблюдаются забоины размером 0,2-0,4 мм. Исправление таких дефектов за 30-60 с возможно только при хонинговании с большими нагрузками - радиальной 500-600 Н и окружной 15-30 Н. При установившихся условиях зубохонингования целесообразны окружные скорости 5-10 м/с. При обработке высокоточных колес для уменьшения класса шероховатости поверхности целесообразно применять более высокие скорости (10-15 м/с). Таким образом, можно рекомендовать режимы зубохонингования для колес с m < 12 мм, приведенные в табл. 5.25. 5.25. Рекомендуемые режимы зубохонингования цилиндрических колес
Смазочно-охлаждающая жидкость. Наиболее эффективной смазочно-охлаж-дающей жидкостью при зубохонинговании является керосин. Разработаны и исследованы СОЖ, по эффективности не уступающие керосину и менее агрессивные. Лучшие результаты достигнуты при использовании СОЖ № 7, в которой основой является очищенная фракция из сернистой нефти с температурой вспышки 270-3.50 °С, гидрированная или адсорбированной очистки с температурой вспышки в открытом тигле не ниже 125 °С. В нее входит специально подобранная композиция присадок следующего состава, %: Фракции из сернистой нефти..... ..... 93,0-94,0 Дипроксин............. . . 2±0,1 Хлорпарафин (хлора 40%)............ 1±0,1 Кислота алеиновая.............. 2±0,15 Дифениламин..... ...... 0,25±0.05 Спирты высокомолекулярные из неомыляемых при производстве синтетических жирных кислот......... . 1±0,1 Ионол.................. 0,1 ±0,01 При исследовании установлено, что поверхностно-активные вещества, содержащие серу, хлор и другие компоненты, при оптимальной концентрации способствуют образованию прочных пленок СОЖ, которые осуществляют охлаждение и смазывание. |
© 2011 - 2024 www.taginvest.ru
Копирование материалов запрещено |