Главная Зубчатые передачи в производстве 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 [ 51 ] 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 Каждый установленный комплекс показателей точности, применяемый при приемке колес и передач, является равноправным. Однако комплексы неравноценны, и наиболее полную оценку эксплуатационных свойств и проверку каждой ИЗ трех норм осуществляет контроль первых из показателей, который является комплексным. В ГОСТ 1643-81 дано указание, что требования к точности установлены для зубчатых колес, находящихся на рабочих осях. На чертеже требования к точности колес допускается устанавливать относительно нерабочей оси (например, оси отверстия под вал), которая может не совпадать с рабочей осью. Погрешности, вносимые при использовании в качестве измерительной базы поверхностей, имеющих отклонения формы и расположения относительно рабочей оси, должны быть учтены при установлении точности передачи или компенсированы введением уменьшенного производственного допуска (см. табл 9.5). Приведенные в стандарте ГОСТ 1643--81 степени точности зубчй ix колес распространяются на передачи, применяемые во всех отраслях машинос;роения. Ниже приведены степени точности колес, применяемых для машин в различных отраслях машиностроения. Степени точности колес, применяемые в различных изделиях, приведены ниже: Измерительные колеса............. 3-5 Редукторы турбии и турбомашин......... . З-б Металлорежущие стайки.......... 3-7 Авиационные двигатели ...........4-7 Железнодорожный состав: пассажирский .............. 5-7 товарный .... . ......... 6-8 Автомобили: легковые ........... ... 5-8 грузовые ... ........ . . 7-9 Тракторы................ 6-8 Редукторы общего назначения..........6-8 Прокатные станы......... . . . 6-9 Шахтные лебедки............ . 8-10 Крановые механизмы...... .... . 7-12 Сельскохозяйственные машины........... 8-12 9.2. Система и виды контроля цилиндрических зубчатых колес При изготовлении зубчатых колес обычно применяют контроль трех видов: профилактический, производственный и приемочный (рис. 9.2). Профилактический контроль проводят до начала зубообработки по всей системе: станок - инструмент - приспособление - заготовка. Производственный контроль - это контроль производственного процесса и его результатов; он проводится на стадии изготовления продукции, т. е. зубообработки, И предусматривает воздействие на составляющие технологического процесса при обнаружении каких-либо отклонений в первом обрабатываемом изделии. Приемочный контроль выполняют по окончании изготовления партии изделий, либо каждого изделия или же выборочно, через установленный интервал, Профилактический - ПриспасоВлемие Контрот при праизвадстве зубчаты* колес I ~
She станка на станке L. Заготовка после обработки } Производственный - наладочный - активный - операционный Приемочный кинематический - геометрический вибрационный шупомерный Рис. 9.2. Структурная схема контроля при производстве зубчатых колес 9.3. Приемочный контроль зубчатых колес в зависимости ОТ назначения передачи Комплексы показателей, проверяемых при приемочном контроле (см. табл. 9.1) устанавливают изготовители зубчатых колес в зависимости от применяемой технологии и принятой общей системы контроля [22]. При выборе комплексов контроля необходимо руководствоваться следующими соображениями. 1. Предпочтение следует отдавать функциональным показателям (Fu, /<>, пятно контакта), так как они ограничивают суммарную погрешность колеса и передачи, а не отклонениям отдельных элементов, которые, взаимодействуя, могут как увеличиваться, так и компенсироваться. 2. Наиболее полную оценку точности передачи можно получить при контроле ее кинематической погрешности с гармоническим анализом и суммарного пятна контакта. Во многих случаях целесообразно контролировать спектр вибрации или спектр шума по специально установленным нормам. 3. Полную оценку точности колеса можно получить при контроле в зацеплении с измерительным колесом по следующим показателям: кинематической погрешности колеса, циклической погрешности колеса, пятну контакта и боковому зазору. 4. Желательно использовать методы контроля, обеспечивающие непрерывное измерение контролируемого параметра по всему колесу. Например, измерение кинематической погрешности колеса предпочтительнее измерения накопленной погрешности шага, или измерение колебания измерительного межосевого расстояния за оборот колеса предпочтительнее измерения радиального биения зубчатого венца, или измерение погрешности обката предпочтительнее измерения колебания длины общей нормали. 5. При окончательном контроле зубчатого колеса для оценки его как элемента будущей передачи измерения необходимо выполнять от рабочей (монтажной) базы колеса. Использование другой измерительной базы вносит дополнительные погрешности, связанные с отклонением расположения измерительной базы относительно рабочей или монтажной, что требует сокращения стандартного допуска. При производственном контроле за базу измерения целесообразно принимать ту, которая использовалась при обработке. 6. Более удобно пользоваться методами контроля, результаты которых не требуют пересчета, а могут непосредственно сравниваться с допустимыми стандартом отклонениями. Например, измерение накопленной погрешности шага с помощью прибора с угловым устройством точнее, чем определение накопленной погрешности по равномерности шага или контроль смещения исходного контура предпочтительнее контроля размера по роликам. 7. При налаженном производстве приемочный контроль может быть ограничен контролем колес по межосевому расстоянию при двухпрофильном зацеплении с измерительным колесом. Основные технические требования к приборам для измерения цилиндрических зубчатых колес приведены в ГОСТ 5368-81. Рекомендации по применению взаимозаменяемых комплексов контроля для определенных степеней точности различных колес приведены в табл. 9,2, 9.2. Комплексы приемочного контроля цилиндрических лубчагых колес, применяемых в различных отраслях машиностроен1Ия
Примечания: I. В скобках ука.чаны Ы1)ры1- варианты. 2. Обозначения - см. табл. 9.1, Зак 21(*1 |
© 2011 - 2024 www.taginvest.ru
Копирование материалов запрещено |