Главная Зубчатые передачи в производстве 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 [ 55 ] 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 допуски и контроль цилиндрических ЗУЁЧАТЫХ передач 171 колесо вращается в процессе окончательной обработки зубьев по обеим их сторонам, исключает влияние погрешности базирования, т. е. радиальной составляющей кинематической погрешности. Выделением из кинематической погрешности циклических погрешностей исключается влияние погрешностей, зависящих от зуборезного инструмента. Таким образом, остается только низкочастотная составляющая погрешности зуборезного станка. В соответствии с приведенным определением погрешность обката можно выявить на приборах для измерения кинематической погрешности, если установить колесо с тем же радиальным биением, что и при обработке (обеспечение вращения вокруг технологической оси), и учитывать в результатах измерения только низкочастотную составляющую погрешности (исключить высокие частоты). Погрешность обката колеса может быть выявлена и измерением накопленной погрешности шаГа также при исключении радиального биения. Более целесообразно определение погрешности обката измерением погрешности кинематической цепи зубообрабатывающего станка с помощью специальных приборов-кинематомеров [8]. Эти приборы наиболее распространены для контроля зубофрезерных станков. Принцип действия этих приборов тот же, что электронных приборов для измерения кинематической погрешности колес. Кинемато-мер осуществляет замыкание конечных звеньев кинематической цепи станка. В зубофрезерных станках один из фотоэлектрических датчиков установлен на столе станка, а другой - на фрезерном шпинделе. При работе станка, настроенного на определенное передаточное отношение, с обоих датчиков поступают импульсы - сигналы, характеризующие угловое положение проверяемых звеньев. Сигналы, поступающие с фрезерного суппорта (высокоскоростное звено), умножаются и делятся для приведения к масштабу сигналов от датчика на столе (тихоходное звено) с целью сравнения разности фаз, которая характеризует погрешность контролируемой цепи. Выпускаемые ЧЗИП кинематомеры КН-7 измеряют кинематическую погрешность в диапазоне 0-200 с частотой 0-7 Гц. Прибором можно измерять кинематические цепи с передаточным отношением от 1 : 6 до I : 1920. Измерение радиального биения зубчатого венца. Под радиальным биением понимают колебание расстояний от рабочей оси колеса до делительной прямой элемента нормального исходного контура, условно наложенного на профили зубьев колеса. Условие касания измерительного наконечника профилей зубьев колеса по точкам постоянных хорд принято потому, что в противном случае результаты контроля будут включать не только геометрические (радиальные) погрешности, но и некоторую часть кинематических (тангенциальных) погрешностей зубообработки. Для обеспечения контакта по постоянным хордам необходимо, чтобы измерительный наконечник был выполнен в виде конуса с углом при вершине, равным 2а, или в виде ролика с диаметром [211 dp 1,476т + 2Еи sina. В последнем случае ролик будет касаться зубьев в точках постоянных хорд впадины, а центр его будет лежать на делительной окружности. Но при этом ролик не будет выступать за окружность выступов. Если принять dp =- 1,68m 4- 2Ен sina, то при измерении радиальное биение будет больше. Так, при г = 20 радиальное биение увеличивается на 0,47Fe,., а при г 360 - на 0,06f , где F - погрешность обката. Приборы для измерения радиального биения, выпускаемые заводом ИЗМЕРОН и ЧЗИП, имеют конусные наконечники с углом 40°, а для колес внутреннего (рис. 9,8) зацепления - шарики. Рис. 9.8. Схема измерения радиального биения колес: а - наружного; б - внутреннего Измерение колебания измерительного межосевого расстояния при двухпрофильном зацеплении. ЧЗИП выпускает приборы для комплексного двухпрофильного контроля колес (межосемеры) (рис. 9.9), которые поставляются с оснасткой для измерения цилиндрических, червячных колес, колес с наружным и внутренни.м зацеплением, с приставным приводным двигателем, с электрическим самописцем. Для измерения измерительного межосевого расстояния у колес больших размеров применяют прибор - межосемер БВ-5077, который снабжен набором сменных узлов для колес различных видов. Рис. 9.9. Прибор ДЛЯ комплексного двухпрофильного контроля колес; а - насадных; б - валковых В ГОСТ 1643-81 в примечании 5 к табл. 6 сказано об изменении допуска на колебание измерительного межосевого расстояния в случае комбинирования норм кинематической точности и норм плавности работы из разных степеней точности. В этом случае допуск f комб на колебание измерительного межосевого расстояния за один оборот зубчатого колеса определяют по формуле \FiUuo = \Fc-f!\Fi-\flh. Допуски, входящие в первое слагаемое (с индексом F), принимают по степени, установленной для кинематической точности, а допуск, входящий во второе слагаемое (с индексом /), принимают по степени, установленной для норм плавности работы. Контроль плавности работы колеса и пар. Принятые в стандарте ГОСТ 1643-81 нормы плавности работы колеса определяют значения составляющих полной погрешности угла поворота колеса, многократно повторяющихся за один оборот. Плавность работы колеса нормируется в стандарте комплексными показателями местной кинематической погрешностью fir, ftor и циклической погрешностью /гЬг, fzzr и fгzOr ДЯ ШИрОКИХ КОСОЗубыХ И ШСВрОННЫХ КОЛСС ПЛаВ- ность может быть проверена также по отклонению шагов fptr (см. табл. 9.1). Для прямых и узких косозубых колес плавность работы колеса (табл. 9.1), кроме fir, может проверяться по отклонению шага зацепления fpr и профиля ffr или по колебанию измерительного межосевого расстояния на одном зубе Д>, а для более грубых колес - по отклонению шага зацепления и отклонению шага. Для прямозубых колес 9-12-й степеней нормы даются только для отклонения шагов. Измерение местной кинематической погрешности. Под местной кинематической погрешностью понимают составляющую кинематической погрешности. Ее определяют как наибольшее значение местного размаха колебаний кинематической погрешности. Измерение осуществляют одновременно с измерением кинематической погрешности за оборот колеса, т. е. как разность между местными соседними экстремальными (минимальными и максимальными) значениями кинематической погрешности. Измерение циклической погрешности. Наиболее характерным источником этой погрешности являются либо неточности, повторяющиеся за каждый оборот червяка делительной передачи зубообрабатывающего станка, либо погрешности, повторяющиеся на каждом зубе зубчатого колеса. Эти погрешности создают погрешности профиля и волнистость винтовой линии зуба косозубого колеса, которые вызывают неравномерность вращения передачи. Для широких косозубых колес характерна циклическая погрешность /fe. которую можно определить волномером (рис. 9.10). Прибор устанавливают во впадине между зубьями колеса на сферические опоры, волнистость поверхности при его перемещении вдоль зуба воспринимается измерительным наконечником, расположенным между опорами. Волномеры изготовлялись двух видов. В одних используют отсчетную головку с ценой деления 0,001 мм, в дд)угих - индуктивное записывающее устройство. Расстояние между опорами волномера настраивают по нечетному числу длин волн, чтобы получать удвоенный размах показаний. Для выявления циклической погрешности в торцовом сечении результаты измерения волномером следует разделить на 2cosp и сравнить с данными стандарта ГОСТ 1643-81. Измерение отклонения шагов. В стандарте ГОСТ 1643-81 нормируется отклонение шага и оговаривается допустимая разность f pt между двумя любыми шагами. Это вызвано тем, что неравномерность шага для большинства методов |
© 2011 - 2024 www.taginvest.ru
Копирование материалов запрещено |