Главная  Зубчатые передачи в производстве 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 [ 57 ] 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Средняя ( iaj€lax) ,

прямая ro/itttKB

Гоиввка

Гв/г 8на


0{щая погрешивсшй

Диаеромма notpetunocmu колесо

Диаерамма погрешности профиля npeSepftcMOio колеса

Движение графической £умаги

Пйтка Диаметр основггой Иотка OKpipKffOcmu

f правильный \ занижен завышен

Угол зацепления

завышен занижен

Гi/toSifa


HjMepume/Tbhoe колесо

f= контакт одной пары jySbed Pg= шаг зацепления - д/тима зацепления

Рис. 9.16. Эвольвентограмма и характерные точки на ней:

(1 - измерения с точечным наконечником прибора; б - измерения с измерительным колесом; q -контакт одной пары зубьев; Р-шаг зацепления

положения упора 4 и каретки 5, отсчет выполняется по микроскопу 7 и оптической шкале 6. Прибор снабжен электрическим записывающим устройством. Имеется специальный узел, обеспечивающий проверку винтовой линии косозубых зубчатых колес. Настройка на угол наклона Р осуществляется по оптическому угломерному устройству.

Погрешность профиля должна регистрироваться записывающим устройством (рис. 9.16). В этом случае по положению средней прямой можно определить ха-




Рис. 9.17. Регулируемое по толщине зуба измерительное колесо

рактер погрешности угла профиля инструмента или радиуса основной окружности. Погрешность (мкм) радиуса основной окружности по средней кривой может быть

рассчитана по формуле fri, / б ЮОО, где ki, - масштаб увеличения соответственно протягивания бумаги и погрешности профиля.

Из полученных данных может быть определена и погрешность угла () исходного контура fa 9,5/ь/гь.

Эти данные могут быть получены непосредственно исходя из угла наклона

средней прямой (см. рис. 9.16, а): / 9550

ь fe.

При измерении профиля необходимо определять отклонения на участках, ограниченных характерными точками, которые должны быть указаны конструктором (рис. 9.16, б).

Измерение колебаний измерительного межосевого расстояния на одном зубе. Исследованиями, проведенными в ЦНИИТМАШе [21], доказано, что при изменении угла зацепления щт при контроле в плотном зацеплении по сравнению с углом зацепления в процессе зубообработки a ,o (на величину, соответствующую

четверти периода действия циклической ошибки atwo ~ twm == ± . где

k - частота циклической погрешности), полностью выявляется циклическая погрешность, имеющаяся на обоих прскфилях колеса. В соответствии с этим в ГОСТ 1643-81 приведены нормы для случая неполного выявления циклической погрешности, когда atu,m - Щто- В ГОСТ 1643--81 указано, что если при измерении угол зацепления не равен углу зацепления при обработке колеса, то колебание измерительного межосевого расстояния на одном зубе может превышать значения /?, указанные в ГОСТ 1643-81.

Проверка колебаний измерительного межосевого расстояния на одном зубе осуществляется с помощью приборов для комплексного двухпрофильного контроля, рассмотренных выше. Необходимый угол зацепления при контроле легко достигается с помощью регулируемых по толщине зуба измерительных колес, разработанных в Бюро взаимозаменяемости (рис. 9.17). В этих колесах крайние венцы соединены между собой и могут смещаться относительно среднего, в результате чего образуется различная, действующая при двухпрофильном зацеп-



допуски и контроль цилиндрических зувчатых пврвдач 170

лении толщина зуба [21]. Необходимая толщина зуба устанавливается по смещению исходного контура, определяемому с помощью тангенциального зубомера:

р ........ (inv tum - lnvatu)o) (ги + гц) , и

tn-m-ligZ.--f-£iws*-x m,

где Ehsh - наименьшее смещение исходного контура для контролируемого колеса; - коэффициент коррекции для контролируемого колеса.

Контроль полноты контакта. Комплексным показателем норм полноты контакта в ГСХЗТ 1643-81 принято суммарное пятно контакта с парным зубчатым колесом в передаче. Креме того, для прямозубых и узких косозубых колес со значениями ер менее указанных в табл. 4 ГСХЗТ 1643--81, стандарт нормирует элементный показатель в виде допуска на направление зуба Fr или погрешности формы и направления контактной линии Fr- Для прямозубых колес эту погрешность понимают как погрешность направления и отклонения от прямолинейности образующих боковой поверхности зуба от прямой параллельной оси. В узких косозубых колесах под погрешностью направления зуба понимается не только отклонение хода винтовой линии зуба на ширине колеса от номинального значения, но и отклонение формы винтовой линии зуба, как для погрешности контактной линии. Для широких косозубых колес помимо комплексного показателя - суммарного пятна контакта - нормируются два комплекса элементных показателей (см. табл. 9.1).

Измерение суммарного пятна контакта. В ГСХЗТ 1643-81 размеры пятна контакта нормируются в процентах длины и высоты рабочей боковой поверхности зуба в собранной передаче. Допускается оценивать точность зубчатых колес по пятну контакта их зубьев с зубьями измерительного зубчатого колеса; при этом относительные размеры суммарного пятна контакта должны быть соответственно увеличены по сравнению со значениями, указанными в стандарте для заданной степени точности по нормам контакта. Проверка осуществляется в собранной передаче либо на обкатном станке при зацеплении с измерительным колесом (см. табл. 13.2). Контрольно-обкатные станки применяются в основном для конических передач. Для этих передач эта проверка часто является основной; однако на большинстве станков возможно контролировать и цилиндрические передачи. Для обнаружения суммарного пятна контакта зубьев боковую поверхность меньшего или измерительного колеса покрывают слоем краски и после обката его с другим колесом при легком подтормаживании определяют степень прилегания сопрягаемых профильных поверхностей.

В некоторых случаях контролируют мгновенное пятно контакта между зубьями парных колес. Мгновенное пятно контакта определяют, не вращая колеса, а лишь поворачивая их в пределах 2-3 зубьев и без существенной нагрузки.

Для правильного контроля поверхности зубьев необходимо обезжирить; толщина слоя краски не должна превышать 4-6 мкм. Перед нанесением на поверхность краску завертывают в плотную ткань и затем окрашивают поверхность. Можно рекомендовать следующие виды краски: а) модификацию берлинской лазури, растворимую в воде; получается добавлением раствора хлорного железа в раствор желтой кровяной соли; б) турунбулевую синь; получается добавлением раствора железного купороса в раствор красной кровяной соли; в) голландскую сажу; г) свинцовые, цинковые белила для оксидированных поверхностей.

Измерение осевого шага. Отклонения осевого шага нормируются в стандарте для широких косозубых колес. Объясняется это тем, что участок одновременного зацепления зубьев располагается вдоль оси колеса, а поэтому при контроле осе-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 [ 57 ] 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

© 2011 - 2024 www.taginvest.ru
Копирование материалов запрещено