Главная Зубчатые передачи в производстве 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 [ 58 ] 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152
Рис. 9.19. Приспособление для измерения направления зуба прямозубых цилиндрических зубчатых колес: / - проверяемое зубчатое колесо; 2 - измерительный наконечник; 3 - отсчетная головка; 4 - измерительная каретка; 5 - направляющая Рис. 9.18. График для определения предельной длины контактной линии при а=20° вого шага лучше определяется продольный контакт, чем при проверке винтовой линии. Погрешность осевого шага следует отсчитывать по нормали к винтовой линии. Это вызвано тем, что смещение измерительного наконечника для отсчета вдоль оси колеса очень затруднительно, особенно при малом угле наклона зуба. Для эксплуатации, если не требуется взаимозаменяемость колес, важно не номинальное значение осевого шага, а равенство шагов у сопрягаемых колес. Контроль осевого шага можно осуществлять на установках и приборах, предназначенных для контроля червячных фрез или червяков (см. табл. 18.2). Измерение контактной линии. Приведенные в ГОСТ 1643-81 требования относятся к форме и расположению контактной линии, погрешности которых при значительных углах наклона Р приводят к нарушению высоты пятна контакта. В целом ряде технологических процессов зубообработки погрешность контактной линии возникает от погрешности угла профиля инструмента (при больших Р) или от погрешности угла поворота соответствующих направляющих станка. Допуски на f к задаются в ГОСТ 1643-81 в зависимости от длины контактной линии. На рис. 9.18 приведен график для определения наибольшей длины контактной линии в зависимости от нормального модуля и делительного угла наклона зуба. Например, при Р == 15° и m = 10 мм / = 235 мм. Следует учитывать, что рабочая длина контактной линии / = 6/cosP принимается во внимание в том случае, когда она укладывается по высоте зуба и ширине колеса. Значения наибольшей длины контактной линии подсчитаны по формуле / е = sina tg P Допуск следует назначать, исходя только из / е. взятой по графику, а не из I. Часто рабочая длина контактной линии превышает ширину колеса при небольшом делительном угле наклона зуба р. Для измерения контактной линии прямозубых цилиндрических зубчатых колес применяют приспособление (рис, 9.19) со сферическим измерительным наконечником, перемещающимся вдоль оси центров, а его колебания воспринимаются преобразователем самописца или отсчетной головкой. Измерение винтовой линии. В приборах для измерения этого элемента у узких косозубых колес с помощью кинематической цепи воспроизводится винто- вая линия, которая сравнивается с действительной винтовой линией колеса. Проверка винтовой линии может осуществляться также на некоторых эвольвенто-мерах, например, БВ-5062. Настройка кулисы на угол подъема винтовой линии колеса осуществляется с помощью оптического углового устройства. Винтовая линия в приборе воспроизводится вращением диска и перемещением измерительного узла вдоль оси колеса с помощью кулисы. Для устранения кромочного (у торца) касания поверхностей зубьев, а также диагонального расположения их контакта, вызванного отклонением направления зубьев, отклонением от параллельности и перекосом осей передачи, зубья колес делают с бочкообразной модификацией. Необходимую бочкообразность можно определять, исходя из допусков на влияющие погрешности. Если бочкообразность создается лишь на зубьях одного колеса из пары, измеренной по нормали к по- верхности зубьев, то завал у каждого торца должен быть Ар = co.sp -i- у X sina + co.sa. Например, для зубчатой передачи 7-й степени точности, при ширине колес 55 мм по ГОСТ 1643-81 - 16 мкм и / = 8 мкм, откуда завал на одном из колес должен быть Др - 16 0,94 -+- -j 0,34 -f 0,94 == 21 мкм. Контроль бокового зазора. Основным комплексным показателем для каждого из шести видов сопряжения принят гарантированный боковой зазор, так как для предотвращения чрезмерного мертвого хода, возможного заклинивания при нагреве передачи, шума при работе и обеспечения нормальных условий смазывания решающую роль играет наименьшее значение бокового зазора, а не наибольшее или среднее его значение. Практически при большинстве угловых положений колес зазор будет превосходить гарантированное значение, приведенное в стандарте. Это превышение будет увеличиваться при переходе к другому виду сопряжений или виду допуска бокового зазора и к более грубой следующей степени точности. В качестве отдельных элементов, влияющих или определяющих значение бокового зазора, в ГОСТ 1643-81 для зубчатых колес нормируется смещение исходного контура или отклонение измерительного межосевого расстояния (последнее только для прямозубых и узких косозубых колес) либо отклонение средней длины общей нормали или толщины зуба. Измерение бокового зазора. Непосредственно измерение осуществляется в собранной передаче с помощью щупа, свинцовой пластины или стрелочного отсчетного устройства, упирающегося в боковые поверхности зуба. Измерение смещения исходного контура. Наименьшее смещение исходного контура Ен должно обеспечить получение гарантированного бокового зазора в передаче и одновременно компенсировать погрешность изготовления колес и монтажа передачи. Допуск на смещение исходного контура Тн во всех видах допуска бокового зазора принят в стандарте больше радиального биения зубчатого венца, так как оно вызывает колебание смещения исходного контура в пределах одного зубчатого колеса. Измерение дополнительного смещения исходного контура осуществляется с помощью зубомеров смещения (рис. 9.20), выпускаемых ИЗМЕРОН . Прибор настраивают по роликам, имеющим диаметры, пропорциональные модулю контролируемого колеса, независимо от числа его зубьев. Измерительные поверхности прибора образуют призму, форма которой соответствует форме впадины между зубьями исходного контура, чем достигается контакт их по постоянной хорде зуба. Рис, 9,20, Зубомер смещения Так как при измерении таким зубомером за базу принимают наружный диаметр, то в соответствии с п, 2,9 ГОСТ 1643--81 при измерении параметров колеса, связанных с наружным диаметром, допуски должны быть пересчитаны по формулам, приведенным в табл, 9,5. Рекомендуемые значения допусков на размеры и взаимное расположение поверхностей заготовки Ff, и могут быть определены из рис. 9.21, а допуск на торцовое биение - из табл. 9.6. Например, из рис. 9.21 видно, что для колеса с d 400 мм с точностью 7А отклонения Еп диамегра окружности выступов заготовки d рекомендуется принять как для поля допуска h8, а допуск на радиальное биение Fa рекомендуется 60 мкм. Если контроль смещения исходного контура осуществляется с по.мощью зу-бомера смещения, но при его настройке для компенсации отклонения наружного диаметра учитывается действительный размер наружного диа.метра заготовки, производственный допуск следует устанавливать исходя из допуска на радиальное биение окружности выступов (см. табл. 9.5, 3-й случай). В этом случае наименьшее дополнительное смещение исходного контура, указанное в стандарте, должно быть увеличено на величину, равную половине радиального биения, и должно соответствовать данным, приведенным в табл. 9.5 (случай 3), а допуск на смеще- Рнс. 9.21, Номограмма для определения рекомендуемых донусков на заготовки зубчатых колес с модулем 1 - 10 мм |
© 2011 - 2024 www.taginvest.ru
Копирование материалов запрещено |