Главная Зубчатые передачи в производстве 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 [ 66 ] 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 роль стойкости и поломки инструмента, контроль процессов обработки и диагностирование отказов. Автоматизация позволяет работать во вторую, третью смены и во время обеденного перерыва при сокращенной численности обслуживающего персонала. Требуется минимальное время на переналадку при смене заготовки благодаря автоматической переналадке инструментов, смене программ и средств зажима. На токарных операциях широко применяют неперетачиваемые твердосплавные пластины с механическим креплением. Трехслойное покрытие твердосплавных пластин (верхнее покрытие - нитрид титана, среднее - окись алюминия, нижнее - карбид титана) позволяет повысить период стойкости инструмента на 50 % по сравнению со стойкостью инструмента, имеющего покрытия других видов. При обработке базовых поверхностей заготовок конических колес типа диска и вала в последнее время шлифование заменяют точением. Высокая и стабильная точность достигается с применением на станке устройств активного контроля. Автоматические измерения диаметра заготовки в процессе обработки и подналадка станка обеспечивают более высокую точность диаметра, чем точность, достигаемая другими методами обработки. При обработке прямозубых конических цолес замена строгания зуба двумя резцами фрезерованием двумя дисковыми фрезами методом обката позволяет повысить производительность примерно в 4 раза при одинаковом качестве и сохранении взаимозаменяемости. Замена нарезания зубьев двумя дисковыми фрезами круговым протягиванием позволяет повысить производительность станка более чем в 4,5 раза. Черновое нарезание конических и гипоидных колес с круговыми зубьями является самой трудоемкой зуборезной операцией, поэтому на этой операции зубья нарезают на специальных высокопроизводительных станках специальными зуборезными головками. Зубья колеса (большего из пары) нарезают методом врезания трехсторонней резцовой головкой, зубья шестерни - методом обкатки двусторонней зуборезной головкой. Зуборезные головки имеют повышенную жесткость и увеличенное число резцов по сравнению со стандартными. При нарезании зубьев колеса направление вращения зуборезных головок целесообразно выбирать одинаковым с направлением линии зуба. Резание производится от внутреннего конца зуба к наружному, что способствует удержанию заготовки в зажимном приспособлении. Нарезание зубьев шестерни производят с попутной подачей, когда направление вращения зуборезной головки противоположно направлению линии зуба. При чистовом нарезании зубьев колеса методом копирования (полуобкатная передача) производлтельность в 3-4 раза выше, чем при обкатке. Чистовое нарезание Рис. 10.6. Схема шлифования базовых поверхностей конического колеса со ступиней Прогрессивные технологические процессы механической обработки 205 зубьев шестерни осуществляют односторонними зуборезными головками методом обкатки с попутной подачей. Применение твердосплавных зуборезных головок при обработке колес со штампованными и закаленными зубьями повышает производительность и период стойкости инструмента. Покрытие резцов из быстрорежущей стали нитридом титана повышает период стойкости примерно в 2 раза по сравнению с периодом стойкости резцов без покрытия. Значительное повышение производительности и периода стойкости достигается при замене зуборезных головок с затылованными резцами головками с острозаточенными резцами. Применение станков-автоматов и автоматических линий по сравнению со станками с ручной загрузкой позволяет повысить производительность, качество обработки, высвободить производственных рабочих и т. д. У станков-автоматов при работе методом кругового протягивания производительность выше на 30- 40 %, чем у станков с ручной загрузкой. У станков для чернового и чистового нарезания круговых зубьев колес-дисков, соединенных попарно в автоматические линии, производительность на 20-25 % выше, чем станков с ручной загрузкой. Черновое и чистовое нарезание зубьев шестерни на многоцелевых станках, состоящих из специальных четырех станков (два для чернового и два для чистового нарезания), позволяет повысить производительность в 4 раза по сравнению с производительностью обычных станков. В мелко- и среднесерийном производстве конических зубчатых колес целесообразно применять зуборезные станки с ЧПУ. Быстрая, удобная и надежная наладка с помощью отработанной программы и цифрового управления значительно сокращает время на переналадку и повышает точность обработки. Зуборезные станки с ЧПУ при ограниченном числе осей координат находят применение в автоматических линиях массового производства. В табл. 10.8-10.9 приведены типовые технологические маршруты обработки конических и цилиндрических зубчатых колес с предварительно формованными зубьями методами горячей штамповки и горячего накатывания. Горячая штамповка и накатывание применяются взамен чернового нарезания зубьев. На первой операции механической обработки конического зубчатого колеса заготовка закрепляется в трехкулачковом патроне и базируется на сферические пальцы по боковым поверхностям зубьев. Качество заготовок с предварительно формованными зубьями целесообразно контролировать в кузнечном и механическом цехах на приспособлении одной и той же конструкции. При обработке цилиндрического зубчатого колеса базой на первой механической операции является внешний диаметр заготовки. Такое базирование проще и обеспечивает требуемое качество. Технологический процесс механической обработки заготовок с предварительно формованными зубьями отличается от стандартного процесса первой операцией, дальнейшие операции практически не меняются. В табл. 10.10 приведен годовой экономический эффект, полученный при внедрении технологических процессов обработки конических и цилиндрических зубчатых колес с предварительно формованными зубьями на ЗИЛе, Рязанском заводе автомобильных агрегатов. Житомирском заводе Автозапчасть и Брянском автомобильном заводе. На рис. 10.7, 10.8 приведены схемы типовых технологических процессов обработки круговых зубьев автомобильных и авиационных конических колес. В автомобильной промышленности (рис. 10.7) зубья сопряженной пары (колесо и шестерня) нарезают за пять операций. Колесо нарезают за две операции: черновая - методом врезания; чистовая при передаточном числе до 3 : 1 - методом обкатки. Производство конических зувчатых колес. 10.8. Технологический маршрут обработки конического кодесв-днска с предварительно штампованными круговыми зубьями (гш25, mfeo 9 мм, * 3й мм, А =е 16,99 мм, рт 35°, материалствль 18ХГТ, твердость НКСаЗв-
|
© 2011 - 2024 www.taginvest.ru
Копирование материалов запрещено |