Главная Зубчатые передачи в производстве 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 [ 70 ] 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 Вращение инструмент получает от отдельного электродвигателя 3 мощностью 18-5П кВт. Частота вращения фрезы 20-120 мин-. Перемещение суппорта фрезы и стола с заготовкой 4 производится с помощью винтовой шариковой пары. Движение подачи фрезы - бесступенчатое, скорость подачи О-750 мм/мин. Диаметр дисковых фрез 355 и 457 мм. Нарезание конического зуба осуществляется благодаря одновременным движениям подач - вертикальному (фреза) и горизонтальному (заготовка), подачи различные. Обычно при нарезании конического зуба фреза перемещается в направлении образующей конуса впадин (рис. 11.1,6). На станке последней конструкции осевое движение резания суппорта фрезы складывается из трех различных движений подачи: радиального перпендикулярно образующей конуса впадин; в направлении образующей конуса впадин зуба (подача составляет 200-300 % радиальной подачи); при выходе фрезы из заготовки (подача составляет 150-200 % подачи вдоль конуса впадин). Введением радиального движения подачи врезания перпендикулярно образующей конуса впадин (рис. 11.1, е) обеспечиваются благоприятные условия резания (без ударов) для инструмента в начале обработки, увеличивается период стойкости фрезы, уменьшаются поломки и выкрашивание режущих кромок на зубьях фрезы. При достижении полной высоты зуба радиальное движение подачи прекращается. Отклонение угла наклона конуса впадин при ширине зубчатого венца 215 мм составляет ±0,002°. Цикл работы станка с изменением и согласованием значений скорости подач программируется и выполняется автоматически. Охлаждение при нарезании зубьев колеса твердосплавными фрезами не применяют. В некоторых случаях рекомендуется направлять в зону резания струю воздуха, чтобы удалять тонкие частицы металла, прилипшие к режущей кромке. Такая стружка бывает очень прочной, может привести к образованию трещин на режущей кромке и вызвать поломку. При черновом нарезании из впадин зубьев удаляется 80-85 % металла. Новые станки имеют достаточную гибкость наладки, обеспечивают высокую точность по шагу заготовок и минимальный припуск под чистовое нарезание зубьев. Коническое колесо с прямыми зубьями (г = 25, rrite = 25,4 мм, b = 127 мм, h = = 45,72 мм, сталь 40ХНМ, твердость НВ 340) нарезается за один рабочий цикл дисковой твердосплавной сборной фрезой диаметром 355 мм. Режимы резания V = 97,5 м/мин, скорость подачи фрезы 355 мм/мин, штучное время 25 мин. 11.3. Нарезание двумя зубострогальными резцами Нарезание конических колес с прямыми зубьями двумя резцами производят на зубострогальных станках методом обкатки. В процессе обработки на этих станках осуществляется зацепление зубьев обрабатываемого колеса с воображаемым производящим колесом. Резцы представляют собой зуб производящего колеса, а прямолинейные режущие кромки резцов являются сторонами смежных зубьев производящего колеса. Во время взаимной обкатки обрабатываемого колеса и резцов осуществляется формирование профиля зубьев колеса. Этот метод универсален, обеспечивает высокое качество обработки простым и дешевым инструментом. Производительность станка относительно низкая. Метод широко применяется в единичном и серийном производстве. На станках нормальной точности достигается 7-8-я степень точности, а на станках повышенной точности - 6-7-я (ГОСТ 1758-81). На рис. 11.2, а показана принципиальная кинематическая схема зубостро-гального станка. Обкатная люлька 2 станка, несущая суппорты с резцами Рис. 11.2. Нарезание конических колес на зубострогальном станке: а - принципиальная кинематическая схема станка; б, в - расположение резцов соответственно в начале н конце резания Рис. 11.3. Черновое строгание зубьев: а - методом двойного деления; б - фасонными резцами: в - черновой резец с стружкоделитель- ными канавками 3, кинематической цепью связана со шпинделем бабки 6 заготовки, на котором установлена заготовка 4. Последняя находится в зацеплении с производящим колесом 8. Кинематическая цепь станка состоит из червячных передач / и 5, приводящих во вращение люльку и шпиндель заготовки, гитар деления 7 и обкатки 12, а также механизма деления 11. Привод осуществляется от главного электродвигателя 9 через коробку скоростей 10, вращающую выходной вал то в одну, то в другую стороны. Зубострогальные станки имеют механизм для образования бочкообразности по длине зуба. Бочкообразность составляет 0,02-0,05 мм на сторону зуба и зависит от длины зуба. Высота зубьев при черновом нарезании на 0,1-0,3 мм больше высоты, заданной чертежом. При черновом нарезании зубьев методом одинарного деления оба резца, имеющие прямолинейные режущие кромки, обрабатывают противолежащие стороны зуба. Этот метод применяют для обработки колес с большой шириной зубчатого венца в единичном и мелкосерийном производстве. При методе двойного деления (рис. 11.3, а) верхний / и нижний 2 резцы работают каждый в отдельной впадине: одновременно обрабатываются две впадины зуба. Резцы имеют трапециевидный профиль, их проектируют отдельно для каждого колеса. Настройку механизма деления станка производят на число зубьев, вдвое меньшее числа зубьев нарезаемого колеса. Этот высокопроизводительный метод применяют в серийном производстве для чернового нарезания зубьев ко- производство конических зубчатых колес Рис. U.4. Распределение припуска при черновом нарезании зубьев стандартными и фасонными резцами Рис. 11.5, Схема движения резцов при зубострогании нических колес с модулем свыше 6 мм, числом зубьев более 24 и шириной зубчатого венца не более 0,25?е- Производительность станка по сравнению с производительностью станка, осуществляющего одинарное деление, выше на 80 %. При чистовом нарезании конических колес с малым числом зубьев двумя резцами припуск по высоте профиля зуба неравномерен, наибольшая часть припуска 4 (рис. П.4) снимается в ножке зуба. Это вызывает быстрое изнаишвание инструмента, увеличение параметра шероховатости поверхности профилей зубьев и погрешности шага. Для уменьшении припуска в этой зоне под чистовую обработку у колес с числом зубьев менее 24 и модулем 2-6 мм черновое нарезание зубьев целесообразно производить фасонными резцами 2. Припуск 3 по высоте профиля зуба после чернового нарезания фасонными резцами 2 меньше и распределен значительно равномернее, чем припуск 4?, полученный после нарезания стандартными резцами /. Форма режущей кромки фасонного резца приблизительно соответствует форме окончательно обработанного профиля зуба колеса на внешнем торце. Черновое нарезание зубьев фасонными резцами способствует повышению точности, производительности и стойкости инструмента при чистовой обработке зубьев. При черновом нарезании крупномодульных зубчатых колес применяют резцы с стружкоделительными канавками, выполненными на режущей кромке для дробления стружки. Если 9ти резцы используют взамен стандартных, то ими обрабатывают противолежащие стороны зуба. Когда стружкоразделительные канавки расположены с обеих сторон резца (рис. I! .3, в), одним резцом одновре-менно обрабатывают обе стороны впадины зуба. Такие резцы применяют для черновой обработки зубчатых колес с шириной зубчатого венца более 0,3/?,.. После обработки резцами с стружкоделительными канавками рекомендуется вводить получистовую обработку зуба перед чистовой. На рис. П.5 показана схема установки и траектория движения резцов при нарезании прямых зубьев. Чтобы режущие кромки резцов при движении воспроизводили боковые поверхности зубьев производящего колеса, гюворотные резцедержатели резцов / устанавливают на угол конусности зуба ы<>, который рассчитывают по формуле (О 5/~-f Л/ tga], где R,. - внешнее конусное расстоя- Rii \ 2 / ние; s,p - внешняя окружная толщина; hf,. - внешняя высота ножки зуба; а угол профиля. Изменение угла конусности зуба используют для уменьшения или увеличения толщины зуба, а также при корректировке пятна контакта подлине зуба. |
© 2011 - 2024 www.taginvest.ru
Копирование материалов запрещено |