Главная  Виды резьбовых соединений 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 [ 15 ] 16 17 18 19 20 21 22 23 24

и вал снова проворачивают и т. д. Затем все подшипники раскрывают и окончательно пришабривают верхние и нижние вкладыши. Радиальные зазоры определяют проворачиванием вала с калиброванными латунными пластинами между шейкой вала и верхним вкладышем. В подшипниках больших размеров при значительных зазорах применяют свинцовые проволоки, по деформации которых судят о зазоре. В отдельных конструкциях подшипников для регулирования зазора предусмотрены комплекты прокладок толщиной 0,05-0,8 мм. Осевые зазоры проверяют щупом или индикатором при предельных смещениях вала, которые обычно составляют 0,1-0,8 мм. Форму вкладышей проверяют по краске под стандартной нагрузкой. Средняя часть вкладышей должна быть окрашена на 90%, а остальные части на 75-80%. Перед сборкой тонкостенные вкладыши подбирают по гнездам на прилегание по краске. Такие вкладыши укладывают в гнезда с натягом. Плотность прилегания достигается упругим сжатием. После установки валов вкладыши прирабатывают, подавая в них смазку. Приработку начинают при малых нагрузках и малой частоте вращения, постепенно доводя их до нормальных значений. В процессе приработки уменьшаются и сглаживаются микронеровности, а также уплотняется поверхность вкладышей. В период приработки происходит повышенный износ и увеличивается площадь прилегания шейки к вкладышу; после приработки износ должен резко уменьшиться. В процессе приработки следят за температурой подшипников. Температура нагрева подшипников при этом не должна превышать 60 °С. Повышение температуры свидетельствует о некачественных сборке и шабрении, о неудовлетворительном поступлении смазки в зону трения или о возникновении задиров, пригаров на рабочих поверхностях. В этом случае приработку прекращают и устраняют дефекты.

Отклонение подшипников от соосности проверяют эталонным валом, проверочной линейкой и щупом, струной и микрометрическим нутромером, оптико-механическими и лазерными приборами. Диаметр эталонного вала принимают с учетом допустимых отклонений от соосности. Вал должен свободно проходить во втулки (гнезда вкладышей) подшипников и вращаться. Невозможность уста-



новки вала в отверстия подшипников свидетельствует о недопустимом перекосе или смещении осей, При контроле отклонений от соосности крупных подшипников применяют сборные оправки, состоящие из нескольких колец-калибров и индикаторов. При контроле с помощью поверочных линеек последние прикладывают к стенкам вкладышей, а зазор контролируют щупом. С помощью натянутой струны (стальная проволока диаметром 0,3- 0,5 мм) предварительно проверяют подшипники скольжения. Струну крепят, выверяют с помощью микрометрического нутромера первый и последний подшипники, затем промежуточные; при это учитывают погрешности провисания струны. Наиболее точным является метод выверки подшипников скольжения с помощью оптических приборов и центрирующих приспособлений.

Подшипники качения стандартные узлы с полной их взаимозаменяемостью. Особенности их сборки определяются централизованным изготовлением подшипников качения, требующим унификации и стандартизации их присоединительных размеров, и влиянием посадки подшипников на условия их монтажа и работы. При сборке подшипников качения особое внимание следует обращать на то, чтобы внутренние и наружные обоймы подшипников не были деформированы. Подготовка к сборке ведется следующим образом. Подшипники распаковывают, промывают в 6-8%-ном растворе минерального масла в бензине или в одном минеральном масле, нагретом до температуры свыше 100 °С, после чего проводят визуальный контроль, проверяют маркировку, легкость вращения, размеры. Подшипники с царапинами и коррозионными пятнами выбраковывают. При необходимости контролируют радиальное и осевое биение, радиальный и осевой зазор. Посадочные места на валу и в корпусе должны иметь установленную форму и параметр шероховатости; на них не должно быть заусениц, забоин, царапин, задиров. Перед сборкой посадочные места промывают керосином и просушивают, смазочные каналы, подводящие смазку к подшипнику, должны быть тщательно очищены и продуты сжатым воздухом.

Диаметры шеек валов контролируют с помощью скоб или микрометров, а диаметры отверстий корпусов - предельными пробками, микрометрическими или индикатор-



ными нутромерами Радиус закругления галтели на валу должен быть меньше, чем радиус фаски у подшипника; их проверяют с помощью радиусомера или шаблона. Упорный заплечик вала или отверстия в корпусе должен быть перпендикулярен посадочным поверхностям. Перпендикулярность заплечиков вала и корпуса к оси посадочного места проверяют угольником или индикатором. Посадка подшипника на вал и в отверстие корпуса зависит от типа машины, требований к точности вращения, нагрузки, типа, размера и условия монтажа. Необходимая посадка подшипника обеспечивается допуском на диаметры вала и отверстия корпуса. Промытые подшипники помещают в ванну с техническим вазелином при температуре 55-60 С. После 15-20 мин прогрева подшипник напрессовывают на вал, а затем запрессовывают в корпус. При напрессовке на вал или запрессовке в корпус ис1юль-зуют специальные оправки из мягкого металла, винтовые и гидравлические прессы. Удары молотком наносят по оправке. При установке наружных колец подшипников в крупные неразъемные корпуса подшипники охлаждают. Подшипники на валу крепятся как с помощью натяга, так и разрезного пружинного кольца или втулки, прижимной гайки. При этом сторона подшипника с заводским клеймом должна быть снаружи. Полноту прилегания к [юсадочным местам в разъемах корпуса проверяют с помощью калибра и краски. Допустимые зазоры между плоскими поверхностями не должны превышать 0,03- 0,05 мм. Отсутствие перекоса и защемления тел качения проверяют свободным поворотом вала от руки.

Отдельные типы подшипников имеют освой особенности при монтаже. Радиальные роликоподшипники с одним съемным кольцом без бортов монтируют раздельно - съемное кольцо и кольцо в комплекте с роликами. При наличии одного бурта на съемном кольце, с целью фиксации вала в обоих направлениях, роликоподшипники ставят в распор, т. е. с буртами в разных направлениях. Игольчатый подшипник без колец (т. е. комплект игл) устанавливают на шейку вала, предварительно обильно покрытую пластичным смазочным материалом, а затем надевают корпус. При установке игольчатого подшипника без внутреннего кольца сначала в наружное кольцо набивают пластичный смазочный материал, устанавли-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 [ 15 ] 16 17 18 19 20 21 22 23 24

© 2011 - 2024 www.taginvest.ru
Копирование материалов запрещено