Главная  Расчет круглых валов 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 [ 167 ] 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200

R. Годографом вектора называется траектория его конца при изменении его во времени. Так как вектор является постоянным по

модулю и вращается вместе с ротором, то его годографом будет окружность, описанная из какого-либо центра радиусом, равным по

1Лодулю вектора Р (рис. 7.9.2).


Рнс. 7.9.2. Годографы сил, действуюощх на цапфы А при первом реалме работы подшипника

Пусть в некоторый момент времени ti вектор Р образует угол ф с осью Oi Y. Сложив вектор с вектором Qy постоянным по величине и направлению, получим вектор R для данного момента времени /j. Если эту операцию сложения векторов Р и повторить для различных моментов времени, то можно получить геометрическое место концов

вектора R, т.е. годограф этого вектора. Очевидно, годографом силы R будет также окружность, радиус которой равен модулю силы Ра , а центр О2 смещен относительно центра

Oi по линии действия вектора Qa на модуль этого вектора. При постоянной угловой скорости ротора конец вектора Ra двигается по

своему годографу с постоянной линейной скоростью

где © - угловая скорость ротора; е - отрезок, мм, измеряющий в некотором масштабе Кр,

Н/мм, длину вектора Ра .


(7.9.1)

Рис. 7.9.3. Механизма параллелограмма, звенья которого движутся аналогично векторам сил, действующих на цапфу ротора при первом реяпме

Это свойство годографа силы Ra , справедливо при любом значении коэффициента дисбаланса Еа , отражает механизм параллелограмма, построенного на векторах Ра и

Qa (рис. 7.9.3). Из только что отмеченного свойства годографа следует, что величина и направление вектора Ra изменяются периодически, причем частота этого изменения в минуту численного равна частоте вращения

ротора. Отметим также, чго вектор Ra изменяется по величине в пределах (Qa - Ра) Ра (Qa + Ра) и может иметь

любое направление между лучами и Оф угла 2 ао (см. рис. 7.9.2).

Покажем теперь, чго при первом режиме центр цапф совершает колебательное движение по дуге окружности радиусом 5, который равен половине зазора в подшипнике (рис. 7.9.4). Если на цапфу в положении 1 (рис.

7.9.5) действует некоторая сила Ra, то она

обязательно перейдет в положение 2, при котором контактная точка подшипника и цапфы окажется расположенной на линии действия

силы Ra Таким образом, по направлению

силы Ra можно оценить положение контактной точки цапфы внутри подшипника.




Рис. 7.9.4. Траектория центра цапфы и характер изнашивания подшипника при первом режиме работы подшипника


Рис. 7.9.5. Определение положения контактной точки цапфы

Проведем из центра Oj подшипника (см. рис. 7.9.2) два луча параллельно касательным

0\а и 0\Ь к годографу силы Rj и отметим

точки А и В (см. рис. 7.9.4) пересечения этих лучей с окружностью подшипника. Очевидно, что дуга АВ является геометрическим местом точек контакта цапфы и подшипника. Отсюда следует, что при первом режиме центр цапфы действительно совершает внутри подшипника колебательное движение с угловой амплитудой, равной приблизительно aQ. Неточность

связана с тем, что не рассматриваются силы инерции приведенной массы цапфы, благодаря которым амплитуда колебаний центра цапфы

может несколько отличаться от величины а о .

Не учитываются также силы трения в подшипнике, несомненно оказывающие влияние на движение цапфы в подшипнике. Таким образом, при первом режиме работы подшипника цапфа будет изнашиваться по всей окружности, а подшипник - только в пределах дуги АВ, причем длина этой дуги 1ав = 2nxQ (где г - радиус подшипника) зависит от коэффициента дисбаланса.

О 0,1 0,4 0,6 0,8 £а

Рис. 7.9.6. Характер изменения амплитуды колебаний центра цапфы в зависимости от коэффициента дисбаланса

Из графика функции ао = /(Еа) (Рс 7.9.6) следует, что с увеличением коэффициента Еа возрастает также амплитуда колебаний центра цапфы, а следовательно, длина контактной дуги АВ подшипника.

Режим периодических ударов в подшипниках. При этом режиме коэффициент дисбаланса в плоскости подшипника Еа=1- Из годографа силы Ra (рис. 7.9.7) следует, что

сила Ra изменяется по гармоническому закону:

Ra = 2Ра cosO,5(d/ , где 0) - угловая скорость ротора.


Рис. 7.9.7. Годографы сил, действуюпщх на цапфу А при втором режиме работы подшипника

Если условится силу Ra считать положительной, когда она прижимает цапфу к подшипнику (а в противном случае - отрица-



тельной), то на цапфу действует положительная сила только в том случае, когда угол р , определяющий положение центра цапфы внутри подшипника (рис. 7.9.8), удовлетворяет неравенствам: О < р < 90°; 270° < р < 360°.


Рис. 7.9.8. Определение положения цапфы в момент ее отрыва от подшипника

Таким образом, сила останется положительной все время, пока центр цапфы находится ниже горизонтального диаметра подшипника (положение /). Если центр цапфы поднимется над этим диаметром (положение J), то на нее будет действовать отрицательная

сила Ra , направленная в сторону подшипника. Поэтому можно считать, что отрыв цапфы от подшипника происходит в тот момент, когда угол Р = 90° (положение 2), т.е. в момент, когда центр цапфы находится на горизонтальном диаметре подшипника.


Рис. 7.9.9. Характер движения центра цапфы при втором режиме работы подшипника

Движение центра цапфы после ее отрыва от подшипника (точка /, рис. 7.9.9) происходит по некоторой кривой внутри окружности

радиусом 5 до тех пор, пока цапфа не ударится о подшипник (точка 2). После этого цапфа некоторое время скользит по подшипнику, но как только ее центр совпадает с горизонтальным диаметром, цапфа снова оторвется от подшипника в точке /. Таким образом, при втором режиме работы подшипника прои:хо-дят периодические удары цапфы о подшипник, причем частота этих ударов равна частоте вращения ротора. Последнее непосредственно

следует из свойства годографа силы R , которое заключается в том, что конец вектора R движется по своему годографу с постоянной скоростью Vq, И ПОЭТОМУ периодическиб изменения направления и величины вектора Ry а следовательно, периодические жесткие

удары цапфы о подшипник происходят с частотой вращения ротора.

Жесткие удары недопустимы в машинах, так как силы инерции соударяющихся масс, а следовательно, силы давления в кинематических парах машины увеличиваются теоретически до бесконечности. Опьп- показывает, что при втором режиме работы подшипников они разрушаются раньше, чем изнашиваются, условимся коэффициент дисбаланса, при котором возникают удары в подшипниках, называть критическим значением и обозначать Е. Необходимо отметить, что удары в подшипниках возникают не только при условии = 1, но при условии Еа i существует некоторая область значений коэффицие1гга дисбаланса Е, при котором наступает второй режим работы подшипников.


Рис. 7.9.10. Голографы сил, действуюпяих на цапфу А при третьем режиме работы подшипников

Режим одностороннего износа цапф. Коэффициент дисбаланса в плоскости подшипника определяется неравенством Еа > 1- Из

годографа силы Ra (рис. 7.9.10), построенного при этом условии, видно, что конец вектора Ra движется по своему годографу, так же как



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 [ 167 ] 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200

© 2011 - 2024 www.taginvest.ru
Копирование материалов запрещено